Первые шаги в школе
Начало обучения – напряженный период. В начале учебного года детям необходимо адаптироваться к высокому ритму жизни, школьным нагрузкам, коллективу и длительному пребыванию вне дома. Поэтому лучше подобрать для ребенка щадящий режим первый период в начале учебного года. В послеурочное время не стоит вмещать в график ребенка сразу все интересное, для этого еще будет время! Лучше начать с того, что больше всего нравится ребенку, и постепенно увеличивать нагрузки.
То, как быстро и легко адаптируется ребенок, зависит от свойств его характера, психофизического склада, опыта нахождения в детских коллективах и новых ситуациях.

Начало обучения – напряженный период. В начале учебного года детям необходимо адаптироваться к высокому ритму жизни, школьным нагрузкам, коллективу и длительному пребыванию вне дома. Поэтому лучше подобрать для ребенка щадящий режим первый период в начале учебного года. В послеурочное время не стоит вмещать в график ребенка сразу все интересное, для этого еще будет время! Лучше начать с того, что больше всего нравится ребенку, и постепенно увеличивать нагрузки.
То, как быстро и легко адаптируется ребенок, зависит от свойств его характера, психофизического склада, опыта нахождения в детских коллективах и новых ситуациях.

Вот некоторые рекомендации, которые помогут родителям организовать жизнь школьника:
¤ После возвращения из школы помогайте ребенку переключать внимание с учебы на игры, общение, отдых. Чередуйте активный отдых с пассивным. Лучше, чтобы телевизор, компьютер и другие значительные зрительные нагрузки занимали не более часа в день.
¤ С началом обучения в школе объем статических нагрузок (а сидение в определенной позе и есть такая нагрузка) значительно возрастает. Для детей, особенно шести-семилетних, статическая нагрузка является наиболее утомительной. Поэтому в свободное время ребенку необходимо движение. В школе это – разминки, подвижные игры на прогулке,в спортзале. Организуйте ребенку дома возможность подвигаться: матрас, на котором можно прыгать или кувыркаться, детская боксерская груша, танцы под музыку и т.д.
¤ Желательно, чтобы период адаптации в школе (первые месяцы) не совпадал с другими значительными переменами в жизни ребенка.
¤ Помните о том, что больше всего в течение первого года учебы первоклассник нуждается в поддержке. Обязательно хвалите его. Поддерживайте, не журите за то, что пока не все получается. Все это мелочи по сравнению с тем, что сейчас ваш ребенок учится верить в себя.
¤ Дошкольников и младших школьников лучше укладывать спать самим родителям. Общение с мамой или папой перед сном – очень личное и ценное для ребенка. Если перед сном доверительно поговорить с ним, внимательно выслушать, успокоить страхи, показать, что понимаешь ребенка, тогда он научится раскрывать свои переживания и освободится от страхов, тревоги, спокойно заснет.
¤ Если ребенок встает с трудом, не нужно возмущаться этим, не вступайте в спор по поводу «последних минуток». Можно решить вопрос по-другому: поставить стрелку на пять минут раньше: «Да, я понимаю, вставать сегодня почему-то не хочется. Полежи еще пять минут». Учите ребенка пользоваться будильником. Будильник можно выбрать вместе, пусть он будет «только его». Это даст ребенку опыт ответственности и избавит вас от «утренних сражений».
¤ Не ругайте и не читайте «нотаций» перед школой. Послание должно звучать «позитивно». На прощание лучше сказать: «Пусть все сегодня будет хорошо», чем «Смотри, веди себя хорошо, не балуйся». Ребенку приятнее услышать доверительную фразу: «Увидимся в два часа», чем «После школы нигде не шляйся, сразу домой».
¤ Если вы замечаете у ребенка признаки переутомления или школьной дезадаптации: стали острее эмоциональные реакции, появились раздражительность, плаксивость, тревожность, или, наоборот, ребенок стал более замкнутым, менее активным, не интересуется привычными делами, отказывается рассказывать, как в школе – поговорите об этом с педагогом. Вы также можете обратиться к специалистам.
¤ С началом обучения в школе объем статических нагрузок (а сидение в определенной позе и есть такая нагрузка) значительно возрастает. Для детей, особенно шести-семилетних, статическая нагрузка является наиболее утомительной. Поэтому в свободное время ребенку необходимо движение. В школе это – разминки, подвижные игры на прогулке,в спортзале. Организуйте ребенку дома возможность подвигаться: матрас, на котором можно прыгать или кувыркаться, детская боксерская груша, танцы под музыку и т.д.
¤ Желательно, чтобы период адаптации в школе (первые месяцы) не совпадал с другими значительными переменами в жизни ребенка.
¤ Помните о том, что больше всего в течение первого года учебы первоклассник нуждается в поддержке. Обязательно хвалите его. Поддерживайте, не журите за то, что пока не все получается. Все это мелочи по сравнению с тем, что сейчас ваш ребенок учится верить в себя.
¤ Дошкольников и младших школьников лучше укладывать спать самим родителям. Общение с мамой или папой перед сном – очень личное и ценное для ребенка. Если перед сном доверительно поговорить с ним, внимательно выслушать, успокоить страхи, показать, что понимаешь ребенка, тогда он научится раскрывать свои переживания и освободится от страхов, тревоги, спокойно заснет.
¤ Если ребенок встает с трудом, не нужно возмущаться этим, не вступайте в спор по поводу «последних минуток». Можно решить вопрос по-другому: поставить стрелку на пять минут раньше: «Да, я понимаю, вставать сегодня почему-то не хочется. Полежи еще пять минут». Учите ребенка пользоваться будильником. Будильник можно выбрать вместе, пусть он будет «только его». Это даст ребенку опыт ответственности и избавит вас от «утренних сражений».
¤ Не ругайте и не читайте «нотаций» перед школой. Послание должно звучать «позитивно». На прощание лучше сказать: «Пусть все сегодня будет хорошо», чем «Смотри, веди себя хорошо, не балуйся». Ребенку приятнее услышать доверительную фразу: «Увидимся в два часа», чем «После школы нигде не шляйся, сразу домой».
¤ Если вы замечаете у ребенка признаки переутомления или школьной дезадаптации: стали острее эмоциональные реакции, появились раздражительность, плаксивость, тревожность, или, наоборот, ребенок стал более замкнутым, менее активным, не интересуется привычными делами, отказывается рассказывать, как в школе – поговорите об этом с педагогом. Вы также можете обратиться к специалистам.
Это позволит оказать ребенку комплексную своевременную поддержку в важный для него период.
Мария Дмитриевская
http://iskt.info/nashi-stati/pervyie-shagi-v-shkole/